Трелевочный трактор представляет собой тяжелое транспортное средство, предназначенное для организации транспортировки и штабелирования леса при лесозаготовительных работах. Функционал, который выполняет данная спецтехника в рамках лесозаготовительных работ, необычайно широк. В частности, в его технологические задачи входит сбор и транспортировка деревьев от места, где они были срублены, до места временного складирования. Доставка срубленных деревьев и хлыстов осуществляется методом волочения или методом частичной погрузки.
Как правило, трелевочник работает в паре валочно-пакетирующей машиной. Особенности данного транспорта ограничивают его сферу применения рамками хлыстовой заготовки леса. Хлыст представляет собой ствол дерева, очищенный от сучьев. Для обрезки сучьев в данном случае могут применяться специальные сучкорезные машины. Во времена СССР выпускался многофункциональный валочно-трелевочный агрегат ВТМ-4 или ЛП-17, который мог успешно справляться со всеми вышепоставленными задачами самостоятельно.
В настоящее время, спецтехника данного типа может выполняться как с колесным движителем, так и с гусеничным. Кроме этого, данные машины подразделяются по принципу работы механизма, предназначенного для сбора и фиксации срубленных деревьев:
- безчокерные с гидравлическим манипулятором или захватом (например, ЛТ-188, John Deere 648H, ЛП-18К);
- чокерные (например, МСН-10, ТДТ-55, John Deere 640H).
Данная техника отличается специализированной компоновкой, позволяющей разместить на задней части рамы платформу либо захват (гидравлический манипулятор) для неполной погрузки (подвешивания) стволов деревьев (хлыстов). Дополнительно тракторы могут оборудоваться лебёдками. Отличительной особенностью трелёвочных тракторов является ходовая часть с большой опорной площадью, что снижает удельное давление на грунт.